Метафизика страха В работе рассматривается феномен страха, распознаваемый в сокровенном пространстве рационально-духовного опыта. Пытаясь справиться с чувством страха, мы сталкиваемся с проблемой раскрытия личности не вопреки, а благодаря страху. Попытка отыскать основания для интерпретации этой проблемы в философии экзистенциализма. Чтобы найти ответы, необходимо сформулировать вопросы, которые помогут раскрыть сущность проявления страха метафизического, совладать с ним. Попытаемся пережить это метафизическое чувство, вместо того, чтобы избегать его, ведь избегая страх, человек избегает собственную сущность. Философы на протяжении всей истории вопрошают о сущности страха. Так, например, датский философ С. Кьеркегор подчёркивает многообразие форм развития страха, выделяя эмпирический и метафизический страх. На основе работ представителей экзистенциализма можно проследить основные вехи развития этого вопроса. Страх может рассматриваться как одно из самых опасных человеческих состояний, так как он способен вселяться с немыслимой быстротой в сердце человека, затуманивать его разум.

Сартр, Хайдеггер и психотерапия

Творчество и его особенности. Жан-Поль Сартр был в первые годы после второй мировой войны самым популярным европейским философом. Конечно, своей славой в широких нефилософских кругах он обязан прежде всего своим блестяще написанным романам и пьесам, а также поверхностным изложениям его философии таким, как"Экзистенциализм - это гуманизм", Но Сартр наряду с этим является автором ряда строго философских трудов и заслуживает быть причисленным к классикам современной философии - в особенности благодаря его содержательному, трудному и очень технично выдержанному главному произведению"Бытие и ничто.

Те, кто видят в Сартре только писателя, совсем его не понимают.

Сартр дифференцирует два вида страха: страх экзистенциальный и страх неспособность последней объяснить, выразить феномен человеческого.

Узнай стоимость написания твоей работы Категория трагического в драматургии Ж. Актуальность темы научной работы. Трагическое как одна из важнейших категорий эстетики и философии неотделимо присуще искусству и бытию человека. Человек смертен, и его неизменно волнуют проблемы жизни, смерти и бессмертия. Искусство, отображающее страхи и надежды человечества, в своих размышлениях тяготеет к трагедийной теме. Иными словами, отдельная жизнь человека и всеобщая история человечества немыслима вне трагического аспекта.

Предпринята попытка рассмотрения идейных принципов мыслителей в их единстве и конфронтации. Представленный материал отражает глубокий анализ, произведенный автором данной статьи. . , . Николай Бердяев и Жан-Поль Сартр — два столь непохожих в своем творчестве философа, стали выразителями одного философского направления — экзистенциализма. Оба философа пережили увлечение марксизмом:

Однако тут же Сартр покидает свою позицию строгого судьи, Хорош или плох феномен страха, но он фактичен, и весь вопрос в том, какое место.

Как и всегда, есть два подхода. Попытаться рассказать жизнь, охарактеризовать события, ошибки, неточности, непоследовательности, удовлетвориться и поставить Сартра на полку где-нибудь между Хайдеггером и Марксом, а может быть Леви-Строссом и Камю, приведя объяснения и тому и другому месту, но тем самым мы Сартра убьем, а ему это вряд ли понравится. И наоборот исходить из самого Сартра, того Сартра, который до сих пор жив на страницах своих книг. Первый подход доступен любому, второй же требует погружения, надо уже быть сартристом, чтобы понимать Сартра - вечный герменевтический круг.

Отца Жан-Поль не знал, тот умер от тропической лихорадки, когда маленькому Сартру еще не исполнилось и года, и считал, что это к лучшему. Отцы подавляют — это правда.

Журнальный зал

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С.

Философы Нового времени поразному видели значение страха в существовании человека. ЖанПоль Сартр уделил внимание тревоге как постоянному состоянию, Карл Ясперс [] рассматривает феномен страха в рамках.

Таким образом это будет возвращение к автору, но без претензии на истину, если под истиной понимать исключительно сартровское понимание проблематики. Истинный сартризм невозможен хотя бы уже по той причине, что Сартр умер, и никто из нас не является Сартром. Перед нами стоит задача восстановления относительно текста общего направления мысли Сартра. Что касается автора этого текста, то для него сартровкая мысль уже является включенной в метод, поэтому все изложенное далее — это та часть метода автора, которая в наибольшей степени опирается на философско-социальную мысль Сартра и ее интерпретацию.

Для того, чтобы правильно интерпретировать некоторые моменты поздней сартровской теории если угодно — социально-политического этапа его творчества необходимо вернуться к началу, к онтологии . Сартра принято называть одним из крупнейших философов атеистического направления французского экзистенциализма. И это подводит нас к требованию определению философии экзистенциализма. Наиболее простым является определение экзистенциализма через сентенцию о том, что существование предшествует бытию.

Феномены есть нечто данное нашему сознанию и при этом они наше сознание и есть. При этом, рассматривая бытие феноменов, он выделяет две главных формы бытия.

Ю.М. Бохенский. Современная европейская философия

Ярославль Экзистенциализм — философское течение ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Истоки экзистенциализма как особого направления мысли содержатся в учении С. В противовес панлогизму, растворяющему бытие в мышлении, т. Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самопознании человека. Здесь выбор осуществляется лишь в самой примитивной форме, ибо выбирается лишь объект, а само влечение задано заранее непосредственно-чувственной стихией человеческой жизни.

Главный критерий различения страха и ужаса — наличие или отсутствие у Лакана, или тревожности (как клиническому феномену).

Феноменология Гуссерля представляет собой продолжение трансцендентально-философских начинаний Декарта и Канта. Концепция сознания Сартра, в свою очередь, - импровизация феноменологической. Сартр отделяет себя от Канта, поскольку, говоря о феноменах, он имеет в виду не явления, в противоположность ноуменам, а то, что само себя показывает, или реальность, за которой ничего не стоит пост-ницшевское прочтение Канта. Но Сартр отмечает, что, не смотря на то, что Гуссерлем преодолены некоторые дуализмы: Так объективность вещи заменена объективностью феномена, обоснованной с помощью бесконечности .

Сартр же считает необходимым доказать, что за явлениями нет ничего, что явления поддерживаются не бытием, а сами собой: Знание само по себе не может быть объяснением бытия. Бытие не может быть редуцировано к феномену бытия. Это постулирование трансцендентности сознания и его объекта ведет к отказу как от метафизики, так и от теории познания, предполагающих одна другую. Важнейшее замечание Сартра, предупреждающее о возможной ошибке сведения сознания к знанию: Поэтому следует повернуть сознание к объекту.

Здесь Сартр снова повторяет тему предыдущих своих работ, повторяет, что рефлексия не первична.

А. Зарубин. Философия Жана Поля Сартра

Ухта Федотова Людмила Фёдоровна научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта Французский философ Жан-Поль Сартр является одним из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма. В рамках данной работы мы сделаем попытку раскрыть его основные философские воззрения, как представителя данного направления. Экзистенциализм начал зарождаться в начале 20 века и всего за несколько десятилетий добился широкого признания.

Важную роль в экзистенциализме сыграло острейшее чувство одиночества и покинутости, оставленности Богом.

В настоящее время Сартр стал одним из главных идеологов"новых .. к бытию, как кантовский феномен относится к ноумену (к вещи, как При этом каждый выбирает в одиночку, всегда на свой страх и риск.

Биография[ править править вики-текст ] Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне. Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели , окончил Высшую нормальную школу фр.

Преподавал философию в различных лицеях Франции — и — ; с года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар , ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

Тематизация страха в концепции у. бека

Сартр Сартр пишет о смерти следующее: Но он настаивает на том, что смерть не будучи чуждой человеческому бытию не есть свободный выбор человека в своём бытии, а является вещью абсолютно абсурдной по отношению к человеческой свободе и всем человеческим поступкам. Смерть ставит точку в жизни человека. Всегда внезапно обрывая мелодию его жизни. В этом состоит абсурдный характер смерти, сразу перечеркивающей все планы и начинания человека.

ФЕНОМЕН страха СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ следствием это желание имеет страх смерти (нежелание умереть).

БЕКА Проводится анализ современной социальной реальности - общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи - выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности. Для этого анализируются сущность современного общества и сущность страха, присутствующего в нем. Анализ проводится на основании концепции У. В концепции Бека связываются и взаимоопределяются страх и риск. При этом у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции - психоаналитическом и экзистенциальном направлениях: В условиях современного общества, отличительными признаками которого являются плюрализм, децен-трация, фрагментарность, изменчивость, неопределенность, анализ феномена страха становится особенно актуален.

Современное общество является обществом риска. Человек в этом обществе всегда находится в ситуации выбора, сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения на свой страх и риск. Свобода выбора, неопределенность результата выбора и его последствий, ответственность за них выступают неотъемлемыми конституентами социальной реальности, в результате чего становится актуальным выявление места и роли страха в современном обществе.

В данной статье проведен анализ одного из направлений тематизации феномена страха — современного типа социальности. Бека — наиболее репрезентативной фигуры этого направления. Прежде всего, стоит отметить, что тематика страха в концепции Бека является производной от проблематики общества риска.

Глава 16. Т

Перейти к загрузке файла Проблема страха в работах философов прошлого Проблема страха восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Так, одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизировать последний предпринял Эпикур. Основная причина страхов, по его мнению, состоит в неправильных представлениях человека о взаимоотношениях с богами, о загробной жизни.

Сартр дифференцирует два вида страха: страх экзистенциальный и страх перед Феномен страха в русской философии В русской религиозной.

Перед началом философской деятельности Сартра Раймон Арон привлек его внимание к феноменологии Гуссерля, в которой Сартр увидел столь желанную возможность говорить о мире с точки зрения человеческого сознания и не впадать при этом в идеализм в духе Беркли, Юма, махистов и др. При этом конкретное объяснение, к примеру, эмоций у Сартра является не столько феноменологическим, сколько экзистенциальным: Речь идет о доказательстве существования внешнего мира и опять же об избавлении от идеализма.

Есть у него еще один аргумент против идеализма:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С.

Сартр называет это чувство L"Appel du Vide, или «зов пустоты». Когда речь идет о страхе высоты, дело не только в том, что он является окрестила внезапное стремление прыгнуть «феноменом высоты».

Философия Аристотеля Философские взгляды Жана-Поля Сартра Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра — сложилась в годы кульминации острейшего геополитического кризиса в Европе, разразившегося второй мировой войной. Среди наиболее известных сочинений Жана-Поля Сартра выделяют: Наиболее известными художественными произведениями Ж. Основой философии Сартра выступает проблема понимания человеческого бытия как сознательной, свободной деятельности. Ограничение интереса философа вопросами духовной жизни людей в их повседневном быту объясняется тем, что он рассматривает сферу трудовой экономической деятельности как область, в которой человек не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, т.

Реакцией на подобное состояние у героев произведений Сартра является чаще всего затворничество или бегство от неприемлемой действительности. В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, обреченности и страданий люди стремятся напрячь все свои силы, чтобы сохранить свое человеческое достоинство. Согласно представлениям Сартра, субъективность отдельного сознания приобретает значение для других, т. При этом отношение к другому представляет собой борьбу за признание свободы личности со стороны другого человека.

Человеческое существование, полагал Сартр, есть последовательная цепь самоотрицаний, в которых находит реализацию свобода. Человеку изначально присуща свобода, не терпящая ни причин, ни оснований, она предполагает независимость как от прошлого, так и от настоящего, т.

САРТР. Стена и Герострат.